МОБУ "СОШ №4"
Красноярский край, г. Минусинск
  • Образовательные стандарты и требования

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 31.05.2022

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) от 31.05.2022

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС СОО) от 23.11.2022

    Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654)

    Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72653)

    ФГОС - 2009 (НОО), 2010 (ООО) ФГОС - 2021

    Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО

    Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было.

    Во ФГОС НОО и ООО закреплено, что образовательная организация (далее - ОО) может формировать программы разного уровня и направленности с учетом потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ.

    Первый - в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.

    Второй - ОО вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов.

    Третий - можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников ( п 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО).

    Требования к результатам освоения ООП
    Требований было меньше, личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно.

    Требования к результатам освоения ООП уточнены и расширены по всем видам результатов - личностным, метапредметным, предметным.

    Личностные результаты группируются по направлениям воспитания: гражданскопатриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; экологическое; ценность научного познания.

    Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий: овладение универсальными учебными познавательными действиями - базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями - общение, совместная деятельность; овладение универсальными учебными регулятивными действиями - самоорганизация, самоконтроль. Каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», - это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.

    Добавлены результаты по каждому модулю ОРКСЭ. На уровне ООО установлены требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин: «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология». (п. 9 ФГОС НОО, п. 9 ФГОС ООО).

    Необходимо помнить, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому, в рабочих программах одновременно необходимо учитывать и требования ФГОС, и требования концепций. Это противоречие устранено в примерных рабочих программах, размещенных на сайте Института стратегии развития образования РАО.

    ОО со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.

    Требования к пояснительной записке

    Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО.

    Содержание пояснительной записки одинаковое.

    На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности (далее - ВД), но необходимо прописать механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОС НОО).

    На уровне ООО понадобится добавить общую характеристику программы. Еще для ООО нужно описать принципы формирования и механизмы реализации программы. Это касается и индивидуальных учебных планов (п. 31.1 ФГОС ООО).

    Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочной деятельности (далее - ВД) с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий.

    Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать ЭОР.

    Требования к рабочим теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности (далее - ВД). Но в описании к учебным курсам ВД обязательно нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО).

    Содержание календарного плана воспитательной работы

    Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных государственных образовательных стандартах

    В план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит ОО, но и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО).

    Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей

    Деление предметов и курсов по предметным областям было другим

    В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика», в который входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика».

    Изменена структура предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история».

    В предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно - подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, ОО вправе разработать шаблон самостоятельно

    Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО

    Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО

    Изучение родного языка в ОО, в которых языком образования является русский язык, и второго иностранного языка можно организовать при наличии возможностей ОО. При этом также надо получить заявления родителей (законных представителей) учеников. Изучение второго иностранного языка организуется по заявлению обучающихся, их родителей (законных представителей) из перечня, предлагаемого ОО, при наличии необходимых условий. (п. 33.1 ФГОС ООО

    Объем часов аудиторной нагрузки

    ФГОС НОО: минимум - 2904, максимум - 3345

    ФГОС ООО: минимум - 5267, максимум - 6020.

    ФГОС НОО: минимум - 2954, максимум - 3190 (п. 32.1 ФГОС НОО)

    ФГОС ООО: минимум - 5058, максимум - 5549 (п. 33.1 ФГОС ООО)

    Объем внеурочной деятельности на уровне НОО

    1350 часов

    1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)

    Требования к структуре содержательного раздела ООП

    Раздел включал:

    программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов ВД на уровне НОО; рабочую программу воспитания;

    программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; программу коррекционной работы.

    На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО).

    На уровне ООО вместо Программы развития УУД указали программу формирования УУД. Программу коррекционной работы нужно включать, если в ОО обучаются дети с ОВЗ. Также добавили рабочие программы модулей (п. 32 ФГОС ООО).

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie