О школе
«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза М.П. Хвастанцева»
Краткое наименование: МОБУ «СОШ №4»
Дата создания образовательной организации: 1920г.
Сведения об учредителе:
Учредителем и собственником имущества школы является УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МИНУСИНСКА.
Местонахождение образовательной организации, место осуществления образовательной деятельности:
662601, Красноярский край, г.Минусинск, ул. Подсинская, д.41
График и режим работы: понедельник-пятница с 8.00 до 20.00, суббота с 8.00 до 15.00
Местонахождение филиалов: филиалов нет
Контактный телефон: тел: 8(39132) 2-01-44
Адрес электронной почты: min_school4@internet.ru
История школы
Школа №4 – одна из самых старых школ города Минусинска. Она много раз меняла место своего расположения, статус ее был различным: пятилетняя, семилетняя, восьмилетняя, десятилетка, одиннадцатилетняя.
Точка отправления – 1920 год, когда впервые в Минусинске появилась школа под номером 4 (данные городского архива). Она жила в разные времена, переживала трудности вместе с городом и нашей огромной страной. Каждый год ее выпускники разъезжаются по разным городам, получают различные профессии, становятся специалистами, но они всегда помнят школу, а школа помнит своих учеников.
Новая история минусинского образования уходит корнями в 1919 год, когда в Минусинске была установлена Советская власть (сентябрь 1919 года), создан Минусинский уездный объединенный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов со всеми отделами, в том числе и отделом народного образования (ноябрь 1919 года). Заведующей РОНО назначили В. Глущину. Работать и учиться было очень трудно: война, разруха, нужны были дрова, чтобы отапливать школы, не было денег на зарплату учителям, не было учебников и тетрадей, но все равно находились энтузиасты, готовые учить детей грамоте.
Школа №4 открылась в 1920 году в доме купца Алексея Андреевича Егонского на улице Егонской, 1 (ныне угол улиц Набережной и Минусинской). Это была школа первой ступени, где занятия проходили в две смены: 1, 2, 3 группы занимались с 9 до 12 часов. В эти группы входили дети разных возрастов: 1 группа – дети 7-9 лет; 2 группа – дети 8-11 лет и 3 группа – дети 9-11 лет. Продолжительность урока была 40 минут, перемены – по 10 минут. 4 и 5 группы занимались с 13 до 17 часов. 4 группа – дети 11-13 лет, 5 группа – дети 12-15 лет. Продолжительность урока у них была 50 минут, перемены по 10 минут.
В настоящее время в этом здании располагается хозяйственная группа Управления образования администрации города Минусинска.
В 1922 году пятилетняя школа №4 переехала в дом бывшего врача Малинина (дом с колоннами на углу улиц Гоголевской и Итальянской (ныне Обороны).
Учащихся в январе 1923 года было 134, на июнь осталось 105 (не было одежды, обуви, иногда на всю семью были одни валенки!). Директором был Алексей Иванович Лазовский. Кроме него было пять педагогов и одна техничка, она же сторож.
С 1924 года восьмилетняя школа №4 находится в здании на углу улиц Гоголевской и Большой (Комсомольской).
В 1937 году на улице Штабной, 26 для школы №4 было построено новое двухэтажное здание, которое приняло учеников 8 ноября 1937 года к 20-летию Октябрьской революции. Первым директором в новом здании стал Сергей Васильевич Костенко. Школа была неполной средней – с первого по шестой класс. С первого сентября 1939 года школа №4 становится средней. Кроме учебы, там была художественная самодеятельность, фотокружок. Ребята собирали металлический лом, макулатуру, работала редколлегия. В 1939 году по итогам социалистического соревнования среди школ края школа №4 заняла первое место и получила переходящее Красное знамя, а директор был отмечен высокой наградой – медалью «За трудовое отличие». В 1940 году Сергей Васильевич Костенко был назначен руководителем Минусинского городского отдела народного образования.
В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, которая перевернула жизнь всех советских людей.
Учителя-мужчины и часть учеников, которым на этот момент исполнилось восемнадцать, ушли на фронт защищать Родину прямо со школьной скамьи. Часть учащихся осенью 1941 года была направлена в город Красноярск на строительство военных заводов, которые прибывали с запада страны. С 20 ноября 1942 года помещение школы №4 было занято военным госпиталем №1025, а ученики были распределены по другим школам города (№№1, 2, 3, 5), где учиться пришлось в три смены. Ушел на фронт и директор школы Григорий Ефимович Туров, который погиб 30 ноября 1942 года.
Выпускники школы воевали на разных фронтах: сражались под Ленинградом, участвовали в Сталинградской битве и на Курско-Орловской дуге. Среди них были летчики, танкисты, артиллеристы, связисты, все бились с врагом до последнего вздоха, помня о большой и малой Родине. Любовь Орлова награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу», «За Победу над Германией в Великой Отечественной вой-не 1941-1945 гг.», Валентин Дураков, летчик, получил высокую награду – звание Героя Советского Союза, памятник выпускнику школы Василию Сидорову, погибшему на Курской дуге, установлен на братской могиле в Орловской области.
После войны здание на улице Штабной, 26 было передано школе №3, а для четвертой школы в 1945 году было выделено три помещения: два на улице Ленина (теперь там медицинский колледж и художественная школа) и одно здание на улице Красных Партизан (сейчас там располагается библиотека музея). В эти годы школа №4 – семилетняя, возглавлял ее фронтовик Степан Григорьевич Брюханов. В 1952 году он переехал в город Абакан, где преподавал физику в Абаканском государственном педагогическом институте. Ему на смену пришла Мария Дмитриевна Жданова, человек очень строгий, но справедливый. Мария Дмитриевна руководила школой в течение одиннадцати лет (была любимицей учеников, учителей, родителей).
Школа №4 была базовой для Минусинского педагогического училища. Учителя начальных классов Марина Васильевна Полевач, Тамара Георгиевна Гандич, Галина Антоновна Левкина, Ольга Николаевна Русинова, Нина Ивановна Акулова, высококлассные специалисты, прививали студентам-практикантам любовь к профессии учителя, учили азам педагогической мудрости.
В 1949 году школа №4 набирает восьмой класс и с тех пор получает статус средней. В 1952 году состоялся первый выпуск десятого класса. Школа становится большой, с очень сильной комсомольской организацией, где работала освобожденный секретарь комитета комсомола Валентина Внукова – выпускница школы №4. Комсомольский комитет решал все важные вопросы школьной жизни (из воспоминаний учителей, которые работали в школе №4 в 40-60-е годы: Марины Васильевны Полевач, Нины Ефимовны Новоселовой, Нины Дмитриевны Яковлевой).
Старшая школа располагалась на улице Ленина (дом Матрены Беловой). Именно здесь в 1952 году аттестат зрелости получил Леонид Рогозов, впоследствии прославивший не только школу №4 и город Минусинск, но и весь Советский Союз. По окончании Ленинградского медицинского института Леонид Иванович получил специальность хирурга и, отказавшись от научной карьеры, поехал в 1961 году в Антарктиду в составе экспедиции. Там случилось непредвиденное: у Леонида поднялась температура, появились острые боли в боку, и он сам себе поставил диагноз – острый аппендицит. Нужна срочная операция, но вокруг нет ни одного другого медицинского работника, вывезти больного на материк тоже нет возможности. Выход был один – оперировать себя самому. Он это сделал! Ему ассистировали члены экспедиции. Под местным наркозом, перед зеркалом, он удалил воспаленный аппендикс (операция длилась около двух часов). Леонид не только выжил – после операции он выполнял все возложенные на него обязанности как член экспедиции. О нем писали все газеты, им гордились в те годы, как гордимся мы и сейчас. По возвращении в Ленинград Леонид Иванович Рогозов был награжден орденом Трудового Красного Знамени (в то время ему было 27 лет).
В шестидесятые годы появилось профессиональное обучение, и средняя школа №4 стала одиннадцатилетней, в 1964 году сразу выпускались и десятые, и одиннадцатые, выпускных классов было более десяти.
Семидесятые годы двадцатого столетия для Минусинска были очень бурными: началось строительство промышленного гиганта – электротехнического комплекса. В наш город ехали специалисты со всех концов необъятного Советского Союза, электротехнический комплекс был объявлен Всесоюзной комсомольской стройкой, началось строительство жилья, понадобились новые школы, детские сады и многие объекты соцкультбыта.
В 1983 году для школы №4 было построено новое красивое трехэтажное здание на Средовой площади по улице Подсинской, 41, где она располагается и в настоящее время. Принимала новое здание и до 1990 года возглавляла педагогический коллектив Галина Васильевна Лужникова. Много сил и терпения понадобилось и учителям, и ученикам, и родителям, чтобы на территории бывшей торговой площади создать зеленую зону. Высаживали деревья, кустарники, цветы, разбили грядки пришкольного участка, на котором выращивали овощи для школьной столовой. Рассаду выращивали в теплице, в которой с ребятами занималась Нина Петровна Крутякова – молодой тогда биолог.
В конце восьмидесятых годов в нашем государстве наступили большие перемены, которые не обошли стороной и школу. Ликвидировались детские организации (пионерия, комсомол, октябрята). Чтобы не возникло пустоты в работе с детьми, стали возобновлять коммунарские методы работы.
Энтузиастом этого дела была Надежда Петровна Краснопеева – учитель географии и заместитель директора по воспитательной работе. Именно она принесла с собой идею коммунарского движения Игоря Петровича Иванова. Идея пришлась, что называется, ко двору. Галина Васильевна Лужникова нашла способ отправить группу учителей для приобретения опыта коммунарской работы в город Калинин (ныне Тверь). Съездили на Всесоюзный коммунарский сбор, были ошеломлены масштабами и результатами работы. Это был 1988 год, в сборе участвовали делегации со всего Советского Союза – от Прибалтики до Дальнего Востока. По возвращении в школу работа закипела. Были созданы разновозрастные отряды, объединенные в единую республику «Алые паруса», проведен первый коммунарский сбор, где ребята учились планировать и выполнять КТД (коллективные творческие дела), учились мозговому штурму. В школе №4 проводились коммунарские сборы, в которых принимали участие ученики и учителя юга Красноярского края, студенты и преподаватели Минусинского педагогического училища. Самое активное участие принимали ученики, учителя, родители школы во главе с директором Лужниковой. Хочется отметить родителей: Алексея Ивановича Харитонова, Людмилу Георгиевну Опарову, которые вместе со своими детьми участвовали в коммунарских сборах. И со всем этим огромным количеством приверженцев коммунарского движения справлялась комиссар сбора – Надежда Петровна Краснопеева.
В девяностые, очень трудные для всех времена, в том числе для учителей и родителей учеников, замерло коммунарское движение, но оно оставило свой след в душах коммунаров, они приобрели опыт организаторской работы, до сих пор общаются друг с другом и не забывают школу. В школьном музее хранятся большие альбомы с фотографиями, письмами, листовками, оформленными во время сборов, и это тоже часть истории.
В 2002 году было принято решение создать свой музей, издан приказ №159 от 5.09.2002 «О создании школьного музея». Директором была назначена Надежда Петровна Краснопеева. Весь жар души она отдала своему детищу, вовлекла в работу по созданию музейных экспозиций шефов, родителей, выпускников школы и, конечно же, коллектив учителей и учеников. Огромную спонсорскую помощь в создании музея оказали родители Комаровы, Мартюшевы, Картамышевы, Оленины, Некрасовы, выпускник школы Денис Чмутов. Были привлечены средства объединенного совета ветеранов. Понадобились средства, цифры, факты, фотографии – все это кропотливо привлекалось, собиралось, использовалось. И вот 18 ноября 2005 года школьный музей принял первых гостей. Ежегодно в нем бывает более тысячи посетителей. Приходят не только учащиеся школы, но и воспитанники детских садов, группы ветеранов от клубов по интересам, родители и жители микрорайона.
К сожалению, в 2009 году не стало Надежды Петровны, и музей, осиротев, целый год ждал нового руководителя. С 2010 года музей работает под руководством учителя химии Аллы Васильевны Сайлер, там есть клуб музееведов, группа экскурсоводов. При музее работает клуб «Патриот», которым руководит учитель литературы Надежда Николаевна Касперович.
С 2003 года школа №4 носит имя Героя Советского Союза Михаила Поликарповича Хвастанцева, который уходил на фронт из нашего города и погиб, защищая подступы к городу Сталинграду (ныне Волгоград). В Минусинске есть улица Хвастанцева, на которой живут многие ученики. Музееведы школы нашли командира Михаила Хвастанцева – Романа Петровича Агрикова. На вопрос, помнит ли он Михаила, последовал ответ, что не только помнит, но и считает его своим лучшим другом. Из книги Романа Петровича Агрикова мы узнали тайну, которая хранилась шестьдесят лет – это факт захоронения Михаила Хвастанцева, которого в день его гибели 21 августа 1942 года немцы похоронили с почестями, как героя, в назидание своим солдатам. В этот день был жаркий бой, который не прекращался в течение шести часов. Самолетам, танкам противника не было числа. На счету расчета под командованием сержанта Хвастанцева два уничтоженных танка, заканчиваются снаряды, товарищи ранены. Михаил отправляет раненых в укрытие, уничтожает еще одну громадину. Попытка уничтожить четвертый неудачна, танк движется прямо на орудие. Боец спрыгивает в окоп, танк «утюжит» окоп, стараясь уничтожить человека. Враг движется дальше… Но не растерялся наш земляк, он бросил вслед фашисту последнее, что у него осталось – гранаты. Танк был уничтожен, но Михаил уже не увидел этого, он тоже погиб. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза, о чем уведомили родителей Михаила, проживающих в селе Шошино Минусинского района.
В 2019 году школа №4 вступила в федеральный проект «Парта Героя». Были изготовлены две парты, на крышке которых размещена информация о Герое Советского Союза Михаиле Хвастанцеве, его портрет. По итогам просветительских мероприятий, которые проводят ученики 7-8 классов, определяются победители среди третьих и четвертых классов. За партой Героя получают право работать лучшие ученики третьих и четвертых классов. Это не только те дети, которые хорошо учатся, но и активные участники конкурсов, ребята, которые совершили какой-то героический поступок.
Образование и формы обучения
Очная форма обучения